Вверх

Королев Я. В. Развитие информационной инфраструктуры муниципальных/областных музеев: от большого к малому и обратно


Оборудование


Первые компьютеры в широком пользовании в организациях начали появляться с 1990 года. В это время на рынок вышли компьютеры с 286 процессором от Intel. Однако стоили они около 1000 долларов. Заметим, что производители до сих пор держат эту ценовую планку для всех новых моделей собранных компьютеров.


Учреждения культуры не очень хорошо финансировали, а с 90-х годов и вовсе перевели на остаточный принцип. Речь идет о внедрении новых технологий в музеях. Музеи федерального подчинения еще могли себе это позволить, но областные и муниципальные музеи оказались на обочине технологического развития. Даже наличие кем-то подаренного компьютера не могло считаться за внедрение новых технологий, ибо по сути все эти одинокие компьютеры поставлялись в первую очередь как современные печатные машинки в отдел делопроизводства. Использовать их по непосредственному назначению музея — сохранение и инвентаризация исторического наследия, т. е. для работы с фондами, не было никакой возможности, поскольку для этого требовались как специалисты, так и программное обеспечение, которых не было.


Если подходить к организации компьютерной инфраструктуры в любом учреждении правильно, то никогда и нигде сделать этого без огромного федерального финансирования невозможно. Единственный вариант — методично, планово расширять свою инфраструктуру до момента исчерпания ее ресурсов, а затем искать возможности стартовать с нового, более высокого технологически уровня, и вновь расширяться до технического предела. В конце пути окажется, что все эти улучшения и изменения встали дороже, чем сразу сделать все на самом современном уровне. Однако, напомним, финансирование — основная ­проблема.


Другая, не менее сложная проблема — это наличие грамотных специалистов. Если для решения «всего и сразу» можно нанять организацию со стороны (аутсорсинг), которая все поставит, настроит, обучит, то для постепенного развития требуется специалист в штате. В федеральных музеях с выделением двух-трех штатных единиц и средств на зарплату все более-менее в порядке. Но и размер федеральных музеев не маленький. Для муниципальных и областных музеев со штатом до пятидесяти человек достаточно и одного специалиста. Но и с этим есть проблемы. Чаще всего такой штатный специалист должен быть универсалом, а зарплату на уровне других сотрудников ему могут платить, только если он будет на должности научного сотрудника (особенности ЕТС и ее преемника). Для небольших муниципальных музеев имеет смысл активно сотрудничать с администрацией города, в которых и так есть такие специалисты. В рамках своей работы в администрации они вполне могут за небольшую надбавку помогать и музею.


Со всеми этими проблемами столкнулся и наш Муромский музей. Коллектив достаточно большой, более пятидесяти человек. Стартовали мы, будучи в муниципальном подчинении. Первый нормальный компьютер появился в 1997 году. Все бы так и осталось на этом уровне, ибо подарки делались на какие-либо юбилеи, а они достаточно редки, но в это время можно было получить различные гранты и на эти средства закупить необходимое, что и было нашим музеем сделано.


В результате к 2000 году в музее уже было десять компьютеров. По средствам последнего большого гранта были закуплены не только восемь новых компьютеров, но и многопортовый свич для объединения их в сеть, а также, что не менее важно — блок бесперебойного питания APC SmartUPS. Именно этот бесперебойник обеспечил надежную и долгую круглосуточную работу основного компьютера — шлюза в интернет, поскольку в отличие от более дешевых вариантов типа BackAPS (который только защищает от пропадания питания), это оборудование не просто включается при низком питании, но постоянно держит одно напряжение. Из-за особенностей внутренней коммутации у компьютера (или другого оборудования) нет прямого соединения с общей электрической сетью, что не дает возможности даже при попадании молнии попасть статическому электричеству на это оборудование и причинить ему ущерб.


До этого была сеть в здании на ул. Первомайской, 6. В этом здании, по сути, она и зародилась. В данный момент устаревшая технология 10Base-T2 позволяла соединить компьютеры до 300 метров удаленности, что и было сделано (два здания были объединены в единую сеть).


Впервые в интернет музей вышел через модемное соединение. Но эта технология была неудобная, малоскоростная и занимала общегородской телефонный номер. Переезд администрации в новое здание и к тому времени развитая интернет-сеть в городе позволили подключиться к провайдеру на выделенную линию.


Сеть на ул. Московской, 13 уже строилась на витой паре, скорость до 100 мегабит. Один компьютер по назначению, кроме рабочего места, был еще и шлюзом в интернет. Никаких выделенных серверов, файловых хранилищ и прочего. Поскольку научных сотрудников было более двадцати человек, то приходилось в некоторых отделах устанавливать график работ на компьютере. На восьмидесятипятилетний юбилей музея администрация города подарила новый компьютер, который стал первым выделенным сервером музея. Он отвечал за файловое хранилище и выход в интернет.


Следующий этап развития — объединение сетей между зданиями. Это получилось после прокладки городским провайдером линии до здания Художественной галереи на ул. Первомайской, 6. Локальные сети были объединены через VPN-канал (защищенная линия через сторонние сети). После этого выход в интернет и доступ к внутренним ресурсам получили и на Первомайской.


В начальный период развития городских интернет-провайдеров все они использовали технологию витой пары для прокладывания связи между зданиями. Но при любой грозе практически постоянно сгорало сетевое оборудование, что на два-три дня приводило к потере локальной сети и выхода в интернет. К тому времени музейная бухгалтерия уже начала работать с платежами через интернет, и отсутствие сети создавало проблемы, которые решено было минимизировать подключением второго провайдера. После грозы линия хотя бы одного из них оставалось работоспособной. После существенного удешевления новой технологии — внедрения оптоволоконных сетей — все провайдеры постепенно заменили магистральные кабели на оптоволокно, которое не боится статического электричества. Пользуясь этим, музей договорился с одним из провайдеров об аренде оптоволоконной линии, позволившей напрямую соединить здания по ул. Московской, 13 и Первомайской, 6 без промежуточного оборудования провайдера. По сути — получили единую локальную сеть.


Сервер, подаренный на юбилей и выполнявший роль интернет-шлюза и файлового хранилища, был обычным компьютером и являлся ненадежным решением. Поэтому было принято решение закупить отдельный файловый сервер с резервированием данных. На эту роль был закуплен QNAP 639 Pro. Его прог­раммное обеспечение позволило не только перенести на него хранение данных, но и подключить некоторые сервисы, которые ранее были разбросаны по другим компьютерам. В частности, за организацию локального чата отвечает OpenFire ­(jabber-сервер).


Другая проблема, которая требовала решения — надежный выход в интернет. Все решения на платформе Windows или Linux (AltLinux) требовали либо больших ресурсов, выделения системного блока под эту задачу, лицензирования (в случае с Windows), либо не могли корректно работать одновременно с двумя провайдерами (AltLinux). Решение этих проблем есть, но они доступны только узким специалистам. К тому же создать прозрачный мост между подсетями организации с сохранением одноранговой сети они не могли.


Недавно появилось оборудование, аналогов которому по критериям простота — стоимость — надежность нет равных. Оборудование от Mikrotik стоимостью чуть менее 2000 рублей помогло решить не только проблему выхода в интернет, но и объединение сетей. Чуть выше 2000 рублей стоит версия оборудование с беспроводной технологией WiFi. Настройка данных устройств занимает не более 30 минут, и дальше все работает по принципу «настроил-забыл». В музее работают уже три таких устройства.


После получения более-менее надежного выхода в интернет можно было бы и отказаться от услуг одного из провайдеров, однако в нашем музее обозначилась одна огромная проблема — здание купцов Зворыкиных основное экcпозиционное здание — закрыто и ждет реконструкции. Фонды надо куда-то вывозить, и музею временно было предоставлено еще одно здание. Отдел фондов переехал туда в полном составе, что потребовало развертывания там локальной сети и соединения подсетей в одну через провайдера. Оборудование от Mikrotik прекрасно справилось с этой задачей.


Сегодня с финансированием по закупкам оборудования стало гораздо легче. Вот уже три года как музей делает закупки в основном за счет бюджета, что позволило наконец-то обновить парк оборудования и заменить десятилетние компьютеры на более современные и мощные.


Нынешняя сеть насчитывает уже сорок компьютеров, расположенных в разных зданиях.


В этом году удалось начать новый этап развития инфраструктуры. Первым шагом к этому была закупка профессионального сервера на базе HP DL380E Gen8. Даже в минимальной конфигурации сам системный блок стоит почти 90 тысяч рублей. Полная его комплектация будет стоить почти столько же. Однако, как и планировалось, это всего лишь первый шаг. Далее можно наращивать его мощность, докупая необходимое оборудование (второй процессор, оперативная память, резервный блок питания, жесткие диски). После полного апгрейда его возможностей для нужд музея хватит минимум лет на пятнадцать.


В конце года было закуплено профессиональное оборудование для установки всех серверов, шлюзов, серверных блоков бесперебойного питания. Это шкаф с воздушными фильтрами, вытяжкой, розетками и прочими. Почему это так важно? Как правило, все оборудование, предназначенное для серверных дел, работает круглосуточно. Без специального помещения, без фильтрации воздуха внутренности быстро забиваются пылью, что изнашивает вентиляторы, снижает надежность и может привести к преждевременному выходу из строя. Сейчас наш новый дорогой сервер просто лежит на столе в одном здании. Файловый сервер уверенно засасывает пыль на первом этаже другого здания, шлюзовое оборудование находится в бухгалтерии, АТС с кучей проводов занимает угол кабинета на втором этаже. Все это происходит из-за того, что до сих пор для нашего оборудования нет выделенного помещения и нет постоянного стационарного места. Закупленный шкаф позволит частично решить эти проблему, а именно — установить серверное оборудование в одном пылезащищенном месте, а его достаточная компактность позволит быть мобильным.


В конечном итоге, все это оборудование будет находиться в пусть и небольшом, но кондиционированном помещении, защищенное от пыли, что позволит достаточно сильно увеличить срок службы и надежность, а также иметь единую точку обслуживания, что сократит количество проводов (по крайней мере, их видимую часть).


В планах также стоит закупка беспроводного оборудования для создания гостевой WiFi сети, что должно увеличить привлекательность музея для посетителей, а также создания внут­ренней служебной WiFi сети для возможности установки оборудования там, где нет возможности провести провода.


Телефония в музее


Любая организация чаще всего имеет один-два телефонных городских номера. В нашем же случае мы имеем территориально три точки — Первомайская, 6 с одним телефонным номером, Московская, 13 с двумя телефонными номерами и Московская, 38а с одним телефонным номером.


Изначально, когда все сотрудники находились на Первомайской, 6, для решения внутренней телефонии было закуплено оборудование от Maxicom — версия MP16T. Это фирма из Санкт-Петербурга. Оно имеет две городских и восемь внутренних линий, настраивается с одного из внутренних телефонов. Работает уже более восьми лет, пара внутренних линий сгорели (перепады напряжения и грозы свое дело сделали), но в целом надежна. По ту пору аналоги для нее от Panasonic стоили гораздо дороже. Поэтому при развертывании сети на Московской, 13 была закуплена мини-АТС от Maxicom, но уже новая модель MP35, с тремя городскими, тринадцатью внутренними простыми, двумя внутренними портами для системных телефонов (это многокнопочный телефон с сигнализацией занятых номеров). К тому же ее можно было программировать через компьютер и снимать с нее статистику звонков.


В целом мини-АТС удовлетворяли всем потребностям, однако все чаще и чаще для общения внутри музея между зданиями стало не хватать сервиса чата. Особенно остро встал вопрос на Первомайской, 6, где городской номер являлся основным номером для экскурсионного отдела. В результате бухгалтерия с хозяйственным отделом и экскурсионный отдел могли мешать работе друг друга. Решением данного вопроса стало внедрение IP-телефонии. После долгих экспериментов в музее стала работать телефония на базе 3cx (под Windows), которая была поднята на виртуальной машине на новом сервере. Бесплатная ее версия позволяет иметь максимум четыре канала, и в ней не доступны многие дополнительные функции, однако ее текущего функционала хватает. Плюсы решения — простота установки и настройки. На нашем файловом сервере QNAP есть сервис Asterisk (IP телефония на базе Linux), бесплатен, но требует более тонких настроек и глубокого изучения. Для того, что бы IP-телефония не была внутри самой себя, был закуплен шлюз для IP — Linksys SPA3102. Он позволил соединить мини-АТС на ул. Московской, 13 с сервером IP-телефонии, и в данный момент с любого IP-телефона можно позвонить в город, на внут­ренний телефон АТС Московской, 13 и с любого внутреннего оттуда же на любой IP-телефон.


В идеале, к чему и стремимся, необходима закупка нового оборудования по телефонии, которое позволит получить единое номерное пространство (не важно, аналоговый это телефон или IP-телефон) внутри всей инфраструктуры музея, иметь доступ на городские номера во всех зданиях и на всех телефонах, более гибко настраивать доступ к междугородним и международным звонкам.


Программное обеспечение


Как и все бюджетные организации, наш музей часто использовал нелицензионное программное обеспечение. Переход на Linux по ряду причин был невозможен (одна из них — использование специфичного программного обеспечения в бухгалтерии и фондах). Однако после того, как корпорация Microsoft объявила о значительных скидках на свой софт для образовательных учреждений (в список которых входят и музеи), то мы наконец-то смогли начать закупку лицензий. В данный момент единовременная постоянная лицензия на Windows 7 Professional стоит около 2500 руб., а Microsoft Office Standart 2010 (Word, Excel, PowerPoint) около 1800, что дает на рабочее место менее пяти тысяч рублей. У нас уже закуплено десять лицензий на Windows 7 и двадцать лицензий на Office. Всего нам требуется около сорока лицензий. Замечу, что данные лицензии позволяют использовать не только эти версии программ, но и их предыдущие.


Также наш музей приобрел версию Windows Server 2012 Standart (для бюджетных учреждений — 7000 руб.), и пять лицензий на подключение к нему (по 300 руб. каждая, остается докупить тридцать пять таких лицензий).


Кроме Microsoft подобные скидки предлагает и Corel — разработчик программы векторного рисования. В музее закуп­лено три лицензии по 2500 руб. каждая.


К сожалению, Adobe такие возможности для музеев не дает. Образовательная программа у нее есть, но музеи и библиотеки в этот список не включены. Мы были вынуждены закупить Photoshop (около 25 тыс. руб.) и InDesign (наследник PageMaker, около 15 тыс. руб.), ибо некоторые фотографии особо большого размера может корректно обработать только Photoshop, а верстку изданий в InDesign принимают большинство типографий.


Для фондов был закуплен КАМИС, и количество лицензий доведено до пяти. В планах стоит закупка еще пяти лицензий. Именно под КАМИС и был куплен новый сервер, но с учетом планирования последующих уменьшений финансовых расходов и было приобретено такое оборудование, которое потянет не только КАМИС, но и многие другие сервисы сети с учетом апгрейда сервера.


К сожалению, все наши прошлые попытки сэкономить на программном фондовом обеспечении оказались провальными. Ибо решение АС-Музей для мелких музеев еще годится, но не способно работать с объемами нашей коллекции, а Ника-Музей оказалась без нормальной технической поддержки и, к тому же, налицо был явный обман с возможностью редактировать отчетные формы (даже в купленном администраторском модуле эта функция была не доступна, и требовалось все равно обращаться к разработчику). Все это привело к тому, что средства были потрачены зря.


Одно из главных внедрений в музее — корпоративная версия антивируса. Касперский предлагает по образовательной лицензии достаточные скидки. Музею на сорок рабочих мест продление лицензии на два года обходится около 7000 тыс. руб. Сам антивирус имеет недостаток — довольно сильная нагрузка на компьютер, особенно при полной проверке. Однако невозможность его отключить простым пользователям, централизованное обновление антивирусных баз свели на нет те времена, когда из-за одного заразившегося компьютера рушилась вся работа сети, и лечение всех компьютеров затягивалось на неделю. Как показывает статистика на сервере Касперского, почти каждая третья флешка, приносимая пользователями и вставляемая в компьютер, заражена. По моей практике проверки компьютеров у знакомых, более 70%, даже имея некий антивирус в системе, не обновляют его базы, что фактически означает его бесполезность.


На новый сервер была не сразу поставлена операционная система Windows Server. Вместо нее была установлена система виртуализации от VMWare. Она позволяет использовать бесплатную лицензию на сервере до шести процессоров и 32 Гигабайт оперативной памяти, что для нашего нынешнего этапа развития вполне достаточно. Уже на ней были установлены две операционные системы — Windows Server под КАМИС и Windows 7 под сервер Касперского и IP-телефонии (куда эти сервисы недавно и переехали, освободив системный блок под обычное рабочее место). После апгрейда сервера HP можно будет установить еще несколько виртуальных рабочих мест. Преимущество данного решения — образы рабочих систем можно спокойно сохранять в файловом хранилище, а новую систему разворачивать на основе дубликата из архива.


Одно время файловый сервер QNAP выполнял также роль и web-сервера, на котором был наш рабочий сайт. Однако конкуренция на рынке хостинга (сервисы размещения сайтов) привела к тому, что уже достаточно недорого содержать сайт на них, разгрузив свои сервера и свой канал и переложив проб­лему работоспособности и доступности сайта, а также сохранения его старых копий, на хостинг-провайдера.


Все остальное программное обеспечение уже давно имеет свои бесплатные аналоги. Вместо Photoshop для простых целей можно использовать Gimp. Для просмотра картинок и создания мини-презентаций есть FastStone Viewer. Для проигрывания музыки — Aimp. Для просмотра PDF — Foxit Reader, а для его создания — программа и виртуальный принтер doPDF. Всеядный видеоплеер — VLC.


Обратно к малому


Не стоит буквально воспринимать эти слова. Идея заключается не в том, чтобы сокращать сеть, а в том, что распухшую инфраструктуру, как сетевой кислород (без которого уже не можем дышать), мы ужимаем в некий мобильный комплекс.


Первым шагом для этого является перенос рабочих сервисов в единую точку. По возможности замена софтового решения более надежным железным (пример — Mikrotik). Вывод возможных сервисов на провайдеров услуг (пример — сайт, если нет специфичных задач).


Общая тенденция развития внутренней структуры любой компьютерной сети — переход на терминальную систему. Суть ее заключается в том, что рабочее место фактически превращается в наличие на столе монитора, клавиатуры и мыши. А сам рабочий системный блок — всего лишь виртуальная копия операционной системы на едином мощном сервере. Клиенту передается изображение, звук, обратно — нажатия кнопок клавиатуры и мыши. Такая технология уже есть, но, повторюсь, для бюджетных организаций это еще недоступно, ибо требует больших вливаний в изменение всей инфраструктуры. Однако после ее внедрения рабочее место клиента вообще никак не требуется обновлять. Все необходимые средства уходят в апгрейд основной системы, просто увеличивая ее мощность.


Одним из плюсов данной системы является значительное ускорение работы на рабочих местах, особенно связанных с передачей данных (пример — 1с бухгалтерия с файловой базой данных). В этом случае проще организовать высокоскоростное соединение между рядом находящимися серверами, а для каких-либо расчетов использовать всю имеющуюся процессорную мощность на сервере.


Минус — если нет связи, то и рабочее место не работает, но это уже относится скорее к форсмажорным обстоятельствам.


Кроме терминальной системы для больших организаций обязательно внедрение домена (централизованное управление учетными записями пользователей; к решению данного вопроса наш музей уже практически подошел), что позволит вместе с терминалами обеспечить внутреннюю безопасность и доступ к своему рабочему столу и своим данным с любого компьютера либо по паролю, либо по карте доступа.


Сенсорные технологии еще не скоро войдут в рабочее пространство, ибо сегодня это по большей части годится только для сферы услуг — для простого потребителя. Поэтому рассматривать их в качестве необходимого ныне оборудования для внутреннего потребления считаю несвоевременным и имеющим право на рассмотрение необходимости применения только лет через десять.


← Назад |