Вверх

Купряшина Т. Б. Атрибуция портрета Александра I


Портрет императора Александра Первого (Вкл. I. Рис. 1). экспонируется в ряду фамильных портретов из Карачаровского имения графов Уваровых рядом с юной красавицей Марией Антоновной Нарышкиной (урожденной Четвертинской, двоюродной бабушки Прасковьи Сергеевны Уваровой). В шестнадцать лет княжна Мария выдана была за пожилого вельможу Д. Л. Нарышкина. Именно такой, какой мы видим ее на порт­рете в Художественной галерее музея, мог увидеть ее будущий император. Ослепительная красота и умение держать себя в свете привлекли внимание цесаревича Александра Павловича. Их отношения сложились в подобие второй (не слишком тайной) семьи и продолжались в течение пятнадцати лет. По преданиям они имели нескольких детей, не доживших до взрослого возраста. Известно, что брат красавицы Борис Четвертинский (дед П. С. Уваровой) сильно страдал от двусмысленности положения и несколько раз уходил в отставку.


В музейной инвентарной книге № 8, которая заполнялась (переписывалась) в 1982 г., о портрете государя сказано, что он работы И. Б. Лампи (1751−1830), поступил в декабре 1918 г. из Карачаровского имения Уваровых (№ М-6859; в коллекционной описи — ж-47, х. м., размер 76×60,5 см, начало XIX в.). То же самое зафиксировано и в старом инвентаре, а также в акте выдачи для реставрации в ВХРНЦ в 1993 г. Было же какое-то основание считать автором Лампи?!


Лампи писал портреты Александра (Вкл. I. Рис. 2)1. В России Лампи провел шесть лет (1792−98). Пользуясь благосклонностью Екатерины и Павла, писал всех особ царской фамилии и придворных. Он оказал значительное влияние на русских художников, особенно на Д. Левицкого и В. Боровиковского. Известен портрет великого князя Александра Павловича кисти В. Л. Боровиковского 1796 года2. Источник неблагонадежный — блог в жж некой Ростиславы, изображение черно-белое. По датам написания очевидно — Александр еще не государь, а великий князь. Муромский портрет представляет несомненно уже царя, поскольку он изображен в мундире Преображенского полка со стоячим твердым воротником, установленным по реформе обмундирования 1802 года. Интересно сравнить отдельно только лицо на нашем портрете и на портрете Лампи. Много сходного у учителя и ученика! (Вкл. I. Рис. 3.1−3.2).


Авторство Лампи вызвало сомнения реставраторов, исследовавших муромский портрет. Их аргументы нам неизвестны, но действительно, Лампи не мог написать его, по крайней мере, потому, что выехал из России ранее, чем Александр стал царем.


В Ставрополе хранится идентичный нашему портрет царя, атрибутированный В. Л. Боровиковскому и выполненный, якобы, по оригиналу Э. Виже-Лебрен3 (Вкл. II. Рис. 4).


Известные портреты Александра, выполненные Э. Виже-Лебрен, или копии, или, как пишут, гравированные с ее портретов, оказываются весьма далеки от ставропольского4 (Вкл. II. Рис. 5).


Подписываются они то император, то великий князь. Но, поскольку ни один источник нельзя считать убедительным, отметим лишь, что воротник на мундире твердый стоячий, а в остальном от ставропольского портрета они далеки.


К настоящему времени выявлен целый ряд царских портретов, похожих на ставропольский (и на наш!). (Вкл. III. Рис. 6.15, 6.26, 6.37, 6.48, 6.59, 6.610). Все их можно считать восходящими к одному оригиналу. Много портретов царя опубликовано на страницах интернета. Разумеется, не все эти публикации вызывают доверие.


Рассмотрим еще один портрет царя (Вкл. VI. Рис. 7), похожий на ставропольский даже менее прочих. Однако на мнение экспертов ГОСНИИР можно опираться. Они — Ю. Б. Дьяконова, М. М. Красилин, Ю. А. Халтурин, М. М. Наумова (химический анализ состава наполнителя грунта и пигментов), К. О. Плещунов, — работая с этим портретом из частного собрания, предлагают следующую атрибуцию. «Типологически исследуемый портрет восходит к парадному портрету императора кисти В. Л. Боровиковского (1802−1803, ГРМ). Различия проявляются в наборе орденов. Известен также портрет Александра I кисти неизвестного художника, в деталях совпадающий с исследуемым (по данным ГИМа). Наличие этих изображений императора свидетельствует, что в их основе лежит один иконографический тип»11. Отметим, что описанный портрет гораздо менее совпадает с парадным портретом царя (в полный рост), чем наш муромский.


В новой энциклопедии «Лица российской истории» описано 149 портретов царя в разном возрасте и в различной технике. Воспроизведено — 53, в том числе парадный портрет работы В. Л. Боровиковского (ГРМ, инв. № Ж-3161), который послужил образцом для множества изображений царя12 (Вкл. VI. Рис. 8).


Удивление вызывает сразу несколько пунктов. Во-первых, бросается в глаза некоторое «несовершенство» исполнения лица, некая мертвенность что ли. Это при авторстве Боровиковского! Затем удивляют размеры — 58,5×40,5. Слишком малы для парадного портрета. Наконец, оказывается «портрет писан не с натуры. Использован миниатюрный портрет Г. Кюгельхена». Энциклопедия ссылается на Каталог ГРМ. 2002. С. 69, № 10913. То, что использована миниатюра, объясняет и малый размер, и условность изображения лица. Датировка 1802−1803 гг. очень важна — новый государь только что вступил на престол, портретов необходимо много и срочно. Поэтому пользуются оригинальными портретами, сделанными придворным портретистом Кюгельхеном. Упоминаемого миниатюрного портрета нам найти не удалось, и сведений о художнике немного. В энциклопедии ЛРИ за № 45.26 описан порт­рет царя, сделанный Кюгельхеном, датированный слишком широко — 1801−1805 гг., х. м., 84,5×67, ГРМ, инв № ж- 4650, но он не воспроизведен.


В журнале «Наше наследие» находим сведения еще об одном портрете царя этого художника. «В 1975 году с базы Госфонда «Москомиссионторга» в музей (Музей-панорама «Бородинская битва») поступил «Портрет Императора Александра I» Г. Кюгельхена»14 (Вкл. VI. Рис. 9). Иконография для нашей истории очень важна. Возможно, с этого портрета и была выполнена миниатюра, послужившая потом «оригиналом» для создания парадного портрета Боровиковским. Подробности костюма, всех аксессуаров говорят об этом, но голова повернута иначе. Этот художник опередил остальных. Сведения о немецком живописце и миниатюристе Герхарде фон Кюгельхене (1772−1820) имеются у Брокгауза и Ефрона и буквально в нескольких публикациях. У него был брат-близнец Карл, художник-пейзажист. Вместе они в 1798 г. приехали в Ревель (ныне Таллинн), где Герхард писал заказные портреты. По традиции того времени несколько приукрашивал натуру, льстил портретируемым. «Герхард Кюгельхен вскоре стал придворным художником императора Павла I. Он получал жалованье и отдельную плату за выполненные портреты… В конце 1800 года за 34 портрета, написанных по заказу двора, художник получил девять тысяч рублей. «Я мужа вижу какой-нибудь раз в неделю, — пишет жена Кюгельхена матери, — он вечно находится в Павловске, живет во дворце, где имеет в своем распоряжении целую квартиру, обед из шести блюд, чай, кофе, вино, до придворного экипажа включительно»»15. Таких возможностей у русских художников точно не было. Весной 1801 года в результате заговора Павел I был убит. Кюгельхен первый из художников выполнял портреты нового императора и его супруги. Портреты понравились, и Кюгельхена просили повторить их масляными красками, пастелью и в миниатюре. Всего он написал пять портретов Александра I в рост, 10 погрудных и 55 миниатюр для табакерок, которые монарх жаловал придворным и послам. За два года, проведенных при дворе Александра I, художник написал 164 портрета и получил за них 46 тысяч рублей. Он писал императора в первые месяцы царствования — Александр молод, у него мягкие, несколько женственные черты, кроткое выражение голубых глаз, стройная фигура.


Итак, в 1802 г. Боровиковский получает, видимо, срочный заказ на парадный портрет царя. Художник, как известно, был завален заказами и порой писал одни только головы. Например, созданный им по заказу Академии парадный портрет Павла I в полный рост затем послужил моделью для написания множества поясных портретов учениками Академии. Возможно, подобная ситуация сложилась и с портретами Александра. Например, об этом свидетельствует приводимый ниже портрет с горностаевой мантией (Вкл. V. Рис. 10).


Портрет явно, как и муромский, восходит к парадному портрету кисти Боровиковского. Он воспроизводится в черно-белом варианте в энциклопедии «Лица российской истории», с. 39, № 45.68 с аннотацией: Виже-Лебрен Луиза Элизабет… Вольная копия с портрета Боровиковского. Х. м. 74×60… из Гатчинского дворца-музея. Павловский дворец-музей. Инв. 202 816. Датировка отсутствует. Атрибуция сомнительна! Виже-Лебрен покинула Россию в 1801 году, следовательно, не могла написать данный портрет.


Портреты царей были необходимы в огромных количествах. Обычно отдельные портреты служат подготовительным материалом к сложной композиции, например парадному порт­рету в полный рост. В данном случае скорее было так — ученики Боровиковского готовят холсты для больших погрудных портретов, пишут фигуру на основании парадного портрета или одновременно с ним. Мастер же прописывает лица. Вполне правдоподобно такое предположение для целого ряда портретов царя, в том числе муромского, ставропольского, и из Павловска. До сих пор ставропольский считался лучшим, но муромский его превосходит. Государь на портрете юн и прекрасен, о работе художника хочется отозваться в столь же превосходной степени. Боровиковский, создатель сентиментальных женских образов, и в черты юного государя привнес женственности, что и в самом деле в его облике замечали многие. В старом инвентаре муромского музея о портрете Александра отмечено, что красочный слой тонкий, «просвечивает». Не берусь судить, насколько это характерно для Боровиковского.


Особая моя благодарность Андрею Чекмареву за привлечение моего внимания к имени Боровиковского. Публикацию ставропольского портрета я видела очень давно, но его атрибуция вызывала только недоумение. Побывав в Муроме, в своем письме А. Чекмарев пишет о нашем портрете: «Он принадлежит к целой группе, которая, как писала еще Т. В. Алексеева в монографии по Боровиковскому, восходит к нескольким погрудным портретам, написанным Боровиковским в начале царствования Александра на основе изображения, выполненного французской художницей Виже-Лебрен. Оригинал, по мнению Алексеевой, хранится в Павловске. Он усложнен горностаевой мантией. Точно такой же портрет (авторское повторение) продавался на аукционе Сотбис в 2004 как Боровиковский17 (Вкл. V. Рис. 11). И нашелся еще один в Интернете, без указания места хранения (Вкл. V. Рис. 12). Варианты, где Александр изображен без горностаевой мантии, есть во Владивостоке, Ставрополе (пишут, что тамошний лучший из всех по качеству) и в московской усадьбе Шереметевых Останкино. Все считают их кругом Боровиковского. Может, это работа мастерской. У вас хранится еще один из них. Так что можете смело писать, что это либо Боровиковский с вопросом, либо круг Боровиковского. Посылаю сами картинки и сканы с каталогов: Русский портрет 18−19 веков. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог. М., 1995. С. 90−91. Русская живопись 18- первой половины 19 века. Каталог. Владивосток, 1996. С. 60−61».


Берусь возразить только по поводу Виже-Лебрен. С ней мы уже, видимо, разобрались выше. Пожалуй, портрет, фигурировавший на аукционе СОТБИС, более прочих схож с нашим. И если столь авторитетный аукцион признал Боровиковского, то и нам не грешно.


Интересно сравнить с другими портретами кисти Боровиковского. Особенно любопытен портрет великого князя Константина Павловича, поскольку это родной брат Александра (Вкл. V. Рис. 13)18.


Итак, подводя итог данного детектива, предлагаю новую атрибуцию.


В. Л. Боровиковский (?). Портрет императора Александра I. Не ранее 1802 г.


1 ГРМ. Инв. № ж-4565. // Каталог ГРМ. — 1998. — С. 104, № 235. Цит. по: Растопчин В. Г., Севрюгин А. А., Соловьева А. А. Лица российской истории. — М, 2010. — Т. 1: — С. 34. — № 45.20. Изображение: [Элект­ронный ресурс]. — Режим доступа: fotki.yandex.ru/users/missis-nabeeva/view/238 268/?page=0#preview.


2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rostislava.livejournal.com/19 487.html.


3Экшкут С. А. На службе российскому Левиафану. Историософские опыты. — М., 1998. — Цв. ил. № 98.


4 Портрет великого князя Александра Павловича. Неизвестный художник по оригиналу Э. Л. Виже-Леблен (?). Первая четверть XIX века // Электронный ресурс. — Режим доступа: hrono.ru/biograf/bio_a/alexand1.php


5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14 181 203/251069/251 069320.jpg.


6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fotki.yandex.ru/users/missis-nabeeva/view/238 268/?page=0#preview.


7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: catherine-catty.livejournal.com/64 452.html.


8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fotki.yandex.ru/users/missis-nabeeva/view/336 667?page=3.


9 По сведениям А. Чекмарева.


10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: catherine-catty.livejournal.com/64 452.html.


11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gosniir.ru/activity/expert/borov.aspx.


12Растопчин В. Г., Соловьева А. А., Севрюгин А. А. Указ. соч. — Т. 1. — № 45.1. — 45.149.


13 Там же. — С. 36, № 45.38.


14О. М. Серебренникова. Вам не видать таких сражений! // Наше Наследие. — 2012. — № 103 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nasledie-rus.ru/podshivka/10 306.php.


15 Епатко Ю. Кто изображен на миниатюре — великая княжна или императрица? // Нева. — 2003. — № 8 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: magazines.russ.ru/neva/2003/8/epat.html.


16 ЛРИ. — С. 39. — № 45.68.


17 По сведениям А. Чекмарева.


18 Боровиковский Владимир Лукич; Константин Павлович // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=456 932&AID=641 738.


← Назад | Вперед →