Вверх

Тюрина Е. Н. Об атрибуции чайных пар из собрания графов Уваровых


В 1918 году среди прочих экспонатов из Карачаровского имения графов Уваровых поступили фарфоровые предметы: чайные пары1, розетки2 и кувшинчики в «греческом» стиле3. К сожалению, до нашего времени не сохранились парные кувшинчики4, розетка5, аналогичная сохранившейся, и чайная пара6, аналогичная инв. № М-3634/1−2. Предметы датировались первой половиной XIX века, и в их описаниях не фиксировалась маркировка.


В результате дополнительных исследований по уточнению датировки и места производства выяснилось, что предметы (за исключением розетки инв. № М-3636) имеют марку в тесте — «G». Марка поставлена достаточно скрытно — унесена к борту поддона блюдца и чашки, и так как цветом она не подчеркивается и имеет неглубокий рельеф, прочитать ее достаточно сложно. Подобными марками в тесте маркировались изделия фабрики Ф. Я. Гарднера в первой четверти XIX века7.


Интерес к античной теме в русском фарфоре прослеживается с конца XVIII века, причем достаточно большое внимание этому уделяется на Фарфоровом императорском заводе. Как отмечают исследователи, стиль ампир на предприятии вырос из увлечения античной древностью. Мастера не ставили целью создавать реплики антиков, а самостоятельно творили на основе ее искусства. Известна тарелка ИФЗ, датируемая 1850-ми годами, хранящаяся в Государственном русском музее8.


В музейных собраниях есть предметы в «греческом» стиле, выпущенные на заводе Тереховых-Кисилева в деревне Речицы Бронницкого уезда (1833−1850). (Ил. 2−5)9.


Предметы выполнены в 1830−40 годах. Античная тема трактуется художниками через призму русского восприятия, нет некоей сухости формы, пластика свободна и изящна. Чувствуя себя совершенно свободно, русский мастер не стремится скрупулезно точно передать античный сюжет, скопировать образцы, по всем правилам построить фигуры, разместить необходимые аксессуары. Он творит самостоятельно «со своим индивидуальным почерком, высоким мастерством, ярким чувством декоративности и тонким пониманием античного искусства»10.


Предметы расписаны по белому черепку темно-коричневой и красно-коричневой эмалями.


Изысканны и самобытны предметы «в греческом стиле» из музейного собрания. Условно их можно разделить на две группы: бело- и краснофонные. К белофонным относятся чайная пара и блюдце; по красному фону выполнена роспись на двух чайных парах и розетке.


Чайная белофонная пара с росписью черной и коричневой эмалями инв. № М-3632/1−2. Чашка в форме килика, на невысокой ножке с конусовидным основанием; с фигурными, загнутыми внутрь ручками. По белому черепку роспись черной и коричневыми эмалями, орнаменты написаны черным цветом. На чашке изображены две сцены: Асклепий (?) в хламиде и воин в хитоне, опирающийся на копье, обращаются в сторону колонны (алтаря?), обвитой двумя змеями, со стоящей на ней амфорой; уходящий воин с двумя копьями и обращающаяся к нему женщина в хитоне изображены на фоне колонны (алтаря). Подножие чашки расписано полосой растительного орнамента. Внутри чашки роспись полосой орнамента из аканта и полосок.


На зеркале блюдца изображен опирающийся на колонну Эрот с маленьким опахалом (?) в руке.


По борту блюдца полоса орнамента из стилизованного плюща.


Марка завода Ф. Я. Гарднера «G» в тесте на донце чашки и блюдце, датируемая 1800−1810 гг11. Из чайной белофонной пары сохранилось только блюдце инв. № М-3633. На зеркале изображена женская фигура в хитоне с факелом и ситулой (?) (корзиной) в руке.


По борту блюдца полоса орнамента, аналогичная росписи чашки инв. № М-3632/1 — полоса аканта.


Марка завода Ф. Я. Гарднера «G» в тесте на донце блюдца, датируемая 1800−1810 годами12.


К краснофонным предметам относятся две чайные пары и розетка.


Чайная краснофонная пара с росписью черной и коричневой эмалями инв. № М-3634/1−2. Форма чашки в виде килика становится менее узнаваема — сохраняется лишь объем чаши, но нет характерной ножки с поддоном. Чашка на невысоком основании с орнаментальной полосой. Ручки чашки отогнуты. Форма ручек блюдца идентична предыдущим образцам.


На чашке показаны две сцены: флейтист, играющий на двух флейтах, и воин с копьем; девушка с фиалом и воин с копьем. Внутри чашки роспись полосой орнамента из аканта и полосок.


На зеркале блюдца — сидящая женщина в хламиде с фиалом в руке. По борту блюдца полоса аканта. Рисунок аканта и роспись более мелкая и дробная.


Марка завода Ф. Я. Гарднера «G» в тесте на донце чашки и блюдца, датируется 1800−1825-ми годами13.


Чайная краснофонная пара с росписью черной и коричневой эмалями инв. № М-3635/1−2. Чашка близка к форме килика, аналогична инв. № М-3632/1. Роспись аналогична чайной паре инв. № М-3634/1−2.


На чашке показаны две сцены: женщина в хламиде с тирсом протягивает руку с цистой (ларцом) флейтисту, играющему на двух флейтах; стоящий, опираясь на копье, воин во фригийском колпаке и плаще протягивает меч воину в коротком хитоне с копьем. Роспись внутри чашки — черной эмалью — полоса аканта и полоски.


На зеркале блюдца — сидящая женщина в хламиде с киликом в руке. По борту блюдца полоса аканта.


Марка завода Ф. Я. Гарднера «G» в тесте на донце блюдца, датируемая 1800−1825 годами14.


В «греческом стиле» выполнена краснофонная розетка в форме килика — почти плоская чаша с круто загнутыми вверх ручками на невысокой ножке с плоским основанием. Роспись на зеркале черной и коричневыми эмалями — идущий воин с круглым щитом, по борту орнаментальная роспись в виде трилистников со штриховкой. На тыльной стороне розетки полоса мелкого рельефного декора.


Марки нет. Первая половина XIX века.


Возможно, розетка была выпущена на заводе С. Поскочина в с. Морье (1817−1842). На заводе С. Я. Поскочина в первой трети XIX века создавались произведения, выполненные по образцу вещей, найденных при раскопках Помпеи15.


В конце XVIII — начале XIX веков европейские коллекции стали пополняться находками из этрусских гробниц17. Собрания публиковались и служили источником вдохновения для мастеров фарфора. Большой популярностью пользовались гравюры, воспроизводящие антики, с так называемых этрусских ваз из коллекции лорда Гамильтона, издаваемых с середины XVIII века и переиздаваемых вплоть до 1840-х годов18. Как уже отмечалось, мастера не ставили своей целью создать точную копию предмета, а творили самостоятельное произведение в античном стиле.



Примечания:


1. Завод Франца Яковлевича Гарднера был основан в 1766 году в сельце Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии обрусевшим английским купцом. В конце XVIII века он переходит к сыну основателя — Францу Францевичу Гарднеру. В начале XIX века завод принадлежит малолетним внукам Ф. Я. Гарднера — Александру, Петру и Николаю. Управляет заводом в это время Сарра Гарднер — их мать и опекунша. В 1812 году численность работников на заводе составляет 230 человек19. Во время войны 1812 года завод сильно пострадал — пропал запас глины, что вызвало простой фабрики на полгода; сгорел магазин с товаром и дом на Басманной улице; после пожара Москвы владельцы показывают убытки более 73 тысяч рублей20. В первой трети XIX века завод Гарднера крупнейшее частное производство в России21.


Он по праву считается одним из лучших в России и его изделия оцениваются наравне с произведениями Императорского фарфорового завода. В 1892 году Елизавета Николаевна Гарднер продала предприятие М. С. Кузнецову.


2. Завод в селе Морье Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, был приобретен надворным советником С. Я. Поскочиным у барона П. Фредерикса в 1816 или 1817 году. До 1826 года выпускалось стекло и стеклянная посуда. В 1829 году предприятие полностью переключается на изготовление фаянса. В начальный период деятельности предприятия (1830-е гг.) выпускались изделия в «этрусском вкусе» и шинуазри (изделия в китайском стиле). Вырабатывалась высококачественная чайная и столовая посуда в широком ассортименте, изделия из окрашенных масс с четко промоделированными орнаментами22.




1 Инв. № М-3632/1−2 (ММ-18 393). Размер: чашка — 6,5×14×10,6; блюдце — 2,8×20,2×16,5; М-3634/1−2 (ММ-18 394). Размер: чашка — 6,4×15,5×10,5; 2,5×16,4×14,2; М-3635/1−2 (ММ-18 197). Размер: чашка — 6,3×14×10,9; блюдце — 3×18,8×16,7; М-3633 (ММ-18 210) — блюдце. Размер: 2,6×16,5×14.


2 Инв. № М-3636 (ММ-18 396). Размер: 2,4×9,9×8,3.


3 Изъято из имения бывшей графини П. С. Уваровой в селе Карачарово. Изъятие проводилось комиссией из представителей местной организации в присутствии представителя (эмиссара) коллегии по делам музеев при НКП В. В. Пашуканиса Н. А. МИХМ № 94. Инвентарная книга № 16. — Л. 3.


4 Инв. № ММ-18 398 (по старой КП) — списан по акту № 1535, ордер 636; ММ-18 399 — украден в 1965 г., акт № 1535, списан по ордеру № 3689 23.05.1980 г.


5 Инв. № ММ-18 397 (по старой КП) — списана по ордеру № 3689 23.05.1980 г.


6 Инв. № ММ-18 395 (по старой КП) — передана во Владимирский музей по ордеру 155.


7 Дулькина Т. И. Завод Ф. Я. Гарднера. Марки российского фарфора и фаянса 1750−1960. — М., 2003. — С. 63−64. — Марка № 206−207; 214.


8 Эмме Б. Н. Русский художественный фарфор. — М., 1950. — С. 96.


9 Бубнова Е. Старый русский фаянс. — М., 1973. — С.100. — Ил. 109, 110; С. 101. — Ил. 111.


10 Там же. — С. 92.


11 Дулькина Т. И. Указ. соч. — С. 63. — Марка № 206−207.


12 Там же. — Марка № 206.


13 Там же. — С. 64. — Марка № 214.


14 Там же. — Марка № 214.


15 Бубнова Е. Указ. соч. — С. 74.


16 Там же. — С. 105. — Ил. 118.


17 Н. А. Сидорова, О. В. Туагушева, В. С. Забелина. Античная расписная керамика. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — М., 1985. — С. 6.


18 Бубнова Е. Указ. соч. — С. 19.


19 Дулькина Т. И. Указ. соч. — С. 44.


20 Эмме Б. Н. Указ. соч. — С. 37.


21 Дулькина Т. И. Указ. соч. — С. 46.


22 Там же. — С. 255−256.


← Назад | Вперед →