Вверх

Ткани

Ткани

Коллекция тканей в музее насчитывает более 3300 единиц. Складывалась и формировалась коллекция с момента основания музея и включает в себя образцы церковных тканей и одежды, народную и светскую одежду, бытовые ткани.

В конце двадцатых годов ХХ века во время компании по закрытию церквей многие церковные ткани, к счастью поступили в музей — это церковные облачения, образцы лицевого и золотного шитья, покровы с мощей муромских святых. Широко известен покров с мощей Петра и Февронии. В 1594 году царь Федор Иоаннович и царица Ирина (Годунова) прислали его в муромский собор Рождества Богородицы. Он был шит в знаменитой мастерской этой царицы. Это наиболее поэтичное произведение царицыной «светлицы» и является одним из самых лучших, тонких и лирических вещей, вышедших из этой мастерской. Шитье исполнено с необыкновенной теплотой и любовью, так как царица Ирина особо почитала Февронию как свою святую и молила Петра и супругу его о даровании ей детей. Покров шит по дорогой итальянской камке голубого цвета льняными и шелковыми нитями, нимбы исполнены прядением золотом и серебром.

Основные поступления народной одежды были от местных собирателей старины И. С. Куликова, А. Ф. Жадина и Н. Г. Добрынкина, в ее состав входят материалы, собранные в 1927 году в окрестностях Мурома экспедицией Московского антропологического института, в частности известным собирателем Г. С. Масловой. Большую часть коллекции предметов народной одежды составляют вещи из коллекции академика живописи И. С. Куликова (1875−1941). Часть своей коллекции он передал в музей, где в то время работал, в 1923 году, а после его смерти супруга — Елизавета Аркадьевна наряду с полотнами художника передала в 1942 году в музей и предметы одежды. В архиве музея сохранился комплекс документов с достаточно условным названием «Записи И. С. Куликова о месте приобретения своих экспонатов», показывающие тесные связи художника с антикварами (старинщиками), у которых он приобретал предметы одежды, иконы, медное литье, деревянную резьбу и другие вещи. Вероятно большая часть одежды северных губерний была приобретена у Андрея Ивановича Антонова из Вологодской губернии, «который скупал вещи по всему Русскому Северу». Планомерно его коллекция стала складываться с 1904 года.

Собрание светского костюма значимо пополнилось в 1970 годы, в музей поступил комплекс вещей, принадлежавший М. Н. Тереховой, актрисе провинциального странствующего театра. В составе коллекции представлены дамские веера конца XIX -начала ХХ века, особый интерес представляет датированный 1782 годом веер, отреставрированный в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря реставратором Е. В. Семечкиной.

Разнопланово в коллекции представлено бисерное шитье XVIII — начала ХХ века: сумочки и кошельки, вышивки, воздухи. К концу XVIII века увлечение бисером перешло из профессиональной сферы в частный быт привилегированных сословий. Увлечение сентиментализмом в искусстве нашло отражение и в бисерных вещах, стали популярны маленькие подарки-сувениры (кошельки, закладки для книг, мундштуки и т. п.).

Расцвет русского бисера — первая половина XIX века. Именно в это время создано большинство памятников, применено все разнообразие приемов работы с бисером — традиционное плетение, вышивка, вязание бисером крючком и на спицах. Мотивы для вышивок использовались самые разнообразные. Выпускались специальные рисунки-схемы для вышивок. Но самым популярным мотивом были цветы. Сложные цветочные композиции зачастую несли смысловую нагрузку, по первым буквам названий (чаще всего французских) складывалось имя или послание. Кроме того, многие растения считались символами определенных понятий или чувств: роза — любви, плющ — вечности, незабудка — долгой памяти, лилия — чистоты и невинности и так далее. С 30-х годов XIX века увлечение бисером в столицах стало ослабевать, но провинциальное дворянство было ему верно до 1860-х годов.

В конце XIX — начале XX века увлечение бисером получает новое развитие — в моду вошли вышивки в стиле модерн. Коллекция тканей значимо пополняется и в наши дни. В состав собрания входят материалы, полученные во время работы этнографических экспедиций музея — полотенца, сарафаны, тканые и плетеные пояса, печатные платки и шали, музей собирает предметы одежды 50−70 годов ХХ века.

← Назад | Вперед →