Вверх

Выставка в Музее русской иконы

21 апреля 2019

17 мая в Музее русской иконы (Москва) откроется выставка уникального памятника иконописи из коллекции Муромского историко-художественного музея.

В Москве представят самое раннее соборное изображение всех муромских чудотворцев в окружении сорока клейм с житием святых благоверных Петра и Февронии.

Выставка «Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены», приуроченная к столетию Муромского историко-художественного музея — третья выставка цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России», начатого Музеем русской иконы в декабре 2017 года. В его рамках в стенах музея проходят выставки отдельных икон — выдающихся образцов древнерусской живописи из федеральных и региональных хранилищ искусства. Первым событием цикла стала выставка «Ростовская икона «Иоанн Предтеча, с праздниками». Шедевр живописи XVI столетия», организованная совместно с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». В сентябре 2018 года была открыта вторая выставка цикла — «Икона «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот». Обретение шедевра», посвященная вновь открытому памятнику псковской иконописи XVI в., недавно ставшему доступным зрителям после многолетней реставрации.

Для третьей выставки цикла была выбрана крайне необычная икона из города Мурома, имеющая точную дату написания — 1669 год. Вкладчиком иконы был Сидор Матвеев Лопатин — ««муромец», посадский человек», ктитор и строитель каменной Георгиевской церкви (построена в 1651 году, разрушена в 1936 году). В этот храм он вложил пять икон. Сегодня четыре из них, в том числе представленная на выставке, хранятся в Муромском историко-художественном музее, а судьба пятой (житийного образа святых Бориса и Глеба) неизвестна. Время написания иконы «Святые покровители города Мурома с житием Петра и Февронии» характеризуется в Муроме повышенным интересом к местной истории. В этот период формируется муромский цикл литературных произведений и составляются «муромские житийники», в которые включались более распространенные редакции уже известных к тому времени житий муромских чудотворцев и новые сказания о местных святынях.

В среднике представленной на выставке иконы изображены все святые чудотворцы Мурома. Видимо, такое соединение произошло в этом памятнике впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Слева от зрителя расположены святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, канонизированные на церковном соборе 1547 года. Справа святые князь Петр и княгиня Феврония, прославленные на том же соборе 1547 года. Рядом со святой семейной парой стоит праведная Иулиания Лазаревская. Изображенные в среднике святые предстоят образу Богоматери Знамения, расположенному по центру в небесном сегменте. Иконография группы муромских святых уникальна и не встречается на других памятниках.

Левый верхний угол иконы украшает крупное клеймо с кремлем города Мурома, а по периметру средника расположены 40 клейм с житием Петра и Февронии согласно его первой редакции.

О жизни святых муромских князей Петра и Февронии (день памяти 25 июня/8 июля) рассказывает Повесть, составленная в середине XVI века Ермолаем Еразмом. Согласно Повести, Петр был младшим братом муромского князя Павла. К его жене под видом Павла прилетал «блудный змей» оборотень. Петр сразил чудовище чудесным Агриковым мечом и заболел от попавших на его тело ядовитых капель крови змея. Петра вылечила мудрая дева Феврония из рязанской деревни Ласково, которую он взял в жены. После смерти старшего брата Петр унаследовал княжество.

Гордые муромские бояре и их завистливые жены не желали подчиняться княгине простолюдинке и обвинили Февронию в жадности из-за того, что во время трапезы она собирала со стола хлебные крошки. Когда святая по просьбе супруга открыла ладонь, то «…абие посыпался у нее из рукава и фимиам, и ладан, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры». Бояре предложили князю взять себе другую жену, но он последовал за изгнанной Февронией, сказав им: «Аще кто пустит жену свою разве словесе прелюбодейнаго, а оженится иною, прелюбы творит».

Мудрая княгиня, утешая супруга, показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в пышные цветущие деревья — прообраз их будущего прославления. Вскоре град Муром постиг гнев Божий — кровавая боярская междоусобица, и тогда народ потребовал возврата законных правителей. «И потом князь начаша княжевати с супругою своею по-прежнему. В любви и согласии живяще, и ото всех почитаем, и житие провождаше честно». Благоверные супруги в конце земной жизни приняли монашеский постриг с именами Давида и Евфросинии. Они дали обет умереть в один день и час и завещали положить их тела в единой каменной гробнице.

Когда приблизился час кончины Петра, Феврония вышивала воздух и хотела закончить работу, умоляя супруга немного подождать, чтобы умереть вместе. Когда Петр в третий раз известил Февронию о том, что уже отходит в «княжение вечное», она обернула нить об иглу, воткнула ее в свою работу и преставилась. Муромцы побоялись положить монаха и монахиню в едином гробе, но наутро тела святых были обретены вместе. После того, как их вновь разлучили, чудо повторилось. На этот раз люди «не смеяху прикоснутся святем их телесем и положиша я во едином гробе».

К выставке «Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены», как и к предыдущим выставкам цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России», запланирован выпуск полноцветного каталога, созданного сотрудниками Музея русской иконы и Муромского историко-художественного музея. Все клейма иконы, иллюстрирующие житие Петра и Февронии Муромских, будут опубликованы в высоком полиграфическом качестве, снабженные подробными комментариями.

Выставки цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России» представляют широкому зрителю выдающиеся памятники — шедевры художественных школ разных регионов. Таким образом, наши посетители могут не только увидеть древние иконы, являющиеся гордостью музейных собраний, но и лучше понять те различия, которые отличают одну школу древнерусской живописи от другой. Как и в прошлые разы, выставку будут сопровождать научные и образовательные мероприятия, которые помогут заглянуть за кулисы искусствоведческой науки о древнерусском искусстве и узнать, как исследователи работают с памятниками.
_
Даты проведения выставки: 17 мая — 17 сентября 2019 года

Режим работы музея: с 11:00 до 19:00 ежедневно, кроме среды*. Вход свободный.

*В некоторые дни музей может быть закрыт по техническим причинам, о чем мы заранее сообщаем на наших ресурсах. Планируя визит в музее, уточните режим работы на официальном сайте или по телефону: +7 (495) 221-52-83


← Назад | Вперед →