Вверх

Памяти Геннадия Владимировича Хлебова (1927−2019)

05 июня 2019

В год 100-летнего юбилея Муромского музея 30 мая 2019 года ушел из жизни Г. В. Хлебов, служивший в нем директором (1958−1961) и позже научным сотрудником.

Геннадия Владимировича Хлебова назначили директорствовать на волне «оттепели». Как он сам указывал в анкете, был он «крестьянским сыном», ставшим поначалу учителем истории и рисования, а позже — дипломированным искусствоведом. Потому приоритетными для него были художественные коллекции и выставки. В декабре 1961 года он, по одной из легенд, был уволен за то, что достал из запасников портреты царских особ и развесил их вдоль лестницы. Позже, будучи в городе инспектором по культуре (1967−1972), он активно настаивал, что в музее после ремонта должен быть полноценный художественный отдел, хотя площадей катастрофически не хватало. Для властных же структур самым необходимым считался развернутый «советский отдел».


В 1972 году, при директоре О. А. Лукиной, он вернулся в качестве научного сотрудника. Г. В. Хлебов впервые публиковал статьи о коллекциях живописи и прикладного искусства нашего музея в центральных художественных журналах. Тогда же он становится автором концепции новой исторической экспозицию «Муром с древнейших времен до XVII века» и вместе с художниками участвует в ее монтаже. Не без трудностей и заторов в работе, она была построена сравнительно быстро — к 1974 году, еще до того, как Муромский музей вошел в состав Владимиро-Суздальского заповедника. В год 50-летия образования СССР проходит 27-я городская выставка художников (1972). Был выпущен каталог со вступительной статьей Г. В. Хлебова, который представлял музей в выставочном комитете.


Геннадия Владимировича, пожалуй, можно назвать Вазари местного масштаба, так как именно он описывал жизнь и творчество муромских художников, со многими из которых поддерживал дружеские отношения. Искусствовед писал развернутые предисловия к каталогам, пропагандировал наших живописцев в СМИ и профессиональных журналах. Издал теплые воспоминания о своем друге — М. К. Лёвине, ведущем муромском художнике шестидесятых-восьмидесятых. Познакомились они в зале музея, в котором висели иконы, и молодого директора поразили глубокие замечания художника о древнерусской живописи.


Он не забывал Муром и после переезда во Владимир, где преподавал в детской художественной школе, продолжал изучать и публиковать музейные экспонаты и популяризировать творчество муромских художников.


← Назад | Вперед →