Вверх

Вспоминая художника Орджоникидзе Измайлова (1940−2016)

17 октября 2017

Орджоникидзе Измайлов, родом с Кавказа, для многих открыл «Муром другой». Удивлял новый «свежий взгляд» пришлого живописца. 20 октября в 16:00 состоится открытие выставки работ этого замечательного живописца.

Орджоникидзе Георгиевич Измайлов родился 20 октября 1940 г. в ауле Кубачи, не так далеко от Дербента, древней дагестанской крепости, в семье школьных учителей. Отец мальчика ушел на фронт и в 1944 г. его не стало; в 1945 г. скончалась мать. Орджоникидзе стал воспитанником детского дома в Грозном. О нем у художника остались теплые воспоминания. Вокруг был абрикосовый сад; нежные цветы заглядывали в окна, их благоухание наполняло комнату. И спустя годы, создавая работы, живописец ощущал этот аромат детства: «Цветут абрикосы…», «Снова цветут абрикосы…». Однажды ребята принесли кузнечика; художник вспоминал, с каким упоением они зарисовывали его с натуры в многочисленных ракурсах, покрывая изображениями целые листы бумаги. Один такой лист с рисунками кузнечика прославил юного Измайлова: о нем говорили по радио; работа позже попала на Фестиваль молодежи (1957). Первым и любимым его учителем изобразительного искусства был Н. Ф. Ломтюгин во Дворце пионеров. А в 1959 г. Орджоникидзе поступил в Абрамцевское художественное училище. После его окончания он приехал в Муром.

Орджоникидзе Измайлова смело можно назвать большим мастером городского пейзажа. В муромский период в многочисленных работах ему удалось сотворить совершенно неповторимый образ древнего города. В Муроме — «городе художников», как часто его называют, создавалось много произведений, проникнутым личностным отношением авторов к «своему» городу. Прибыв в Муром и полюбив его, Измаилов не потерялся среди других его «певцов», для которых город был родным, и видели они его изнутри. Орджоникидзе смотрел на него отстраненно; взгляд пришельца все видел иначе. Для многих муромцев его открытия были неожиданны; они заново вместе с художником узнавали родной город. («Спуск к Оке», «Городской мотив», «Старый Муром», серия «Мой город», «Дом на улице Набережной», «Вид на Оку», «Двор Троицкого монастыря», «Дом у Оки», «Двор у Оки», «Окский спуск»). Часто он показывал Муром, подчеркивая особенности природного ландшафта. Город стоит на холме над Окой и перерыт оврагами. На его картинах красно-розовые, желтые дома на их склонах, может быть, на подсознательном уровне художника, вызывают ассоциации с аулами в горах. Взгляд живописца с высоты зорко различает не только внутренний двор ближайшего от него купеческого дома над Окой, но и противоположный берег реки, и дальний простор за ней.

Период его становления как художника и зрелая пора творчества связаны с древним Муромом (1965−1992). Город стал для него родным домом, где он обрел семью и вырастил двоих старших сыновей. О. Г. Измайлов участвовал в выставках самодеятельных художников Мурома в 1965—1966 гг., а также и в юбилейной выставке работ муромских художников, посвященной 50-летию Советской власти. Его работы экспонировались и во Владимире на областных выставках в 1967—1968 гг. В 1968 г. вместе с директором музея А. А. Золотаревым молодой живописец организовал в Муромском музее свою первую персональную выставку. В это время он даже был сотрудником музея. По своей сути О. Измайлов вообще близок «музейности»; он увлекался стариной, имел замечательные коллекции живописных и медных икон. По инициативе директора муромского музея и трех друзей — О. Измайлова, Ю. Ерхова и Е. Архиреева, был создан подарочный набор печатных пряников: сами разрабатывали эскизы, резали пряничные доски. Пряники пекли в городе по рецепту Золотарева. Позже, при директоре музея О. А. Лукиной О. Измайлов участвовал в создании исторической экспозиции (1973−1974).

Первые годы жизни во Владимире (а это непростые девяностые в России) творчество О. Г. Измайлова проходит не столь интенсивно, как ему хотелось бы. Однако его произведения к этому времени представлены в Муромском, Тульском художественном музеях, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в частных собраниях России и за рубежом, в том числе в США. Он входит в число людей, известных на Владимирской земле. Наряду с мэтрами — владимирскими художниками, справка о нем помещена во «Владимирской энциклопедии» (2002). Не забыт он и в Муроме, где сведения о нем можно найти в учебнике «История Мурома и Муромского края» (2001).

2007 г. стал важной вехой в жизни художника; неистраченная творческая энергия дала новый всплеск творчества. Он снова на этюдах, много работает и дома в мастерской. Произведения пронизаны солнцем («Солнце», «Тени», «Солнечная»). Его новые полотна яркие, открытые; в них уже не ощущается прежняя тревога и напряжение; присущая художнику внутренняя энергия выливается свободно. В формальном отношении он соблюдает гармонию натуры и условности, менее увлекается символизмом; его работы радуют, как и само ощущение бытия («Радуга», «Баня», «Туман», «Облако»). На первый взгляд, такой живописец О. Измайлов гораздо ближе «Владимирским пейзажистам». Он смело, не боясь штампа, создает столь же откровенные и ликующие полотна. Однако и эти его работы самобытны, в них просматриваются и освоенные им собственные формы, и технические приемы, и изысканная многоцветная палитра с тончайшими переходами в излюбленных цветах, особенно богато разработанного — перламутрово-сиреневого и всей гаммы красного («Туман», «Пичугино», «Зимка», «Иней», «Радуга»).

9 февраля 2007 г. во Владимире в залах Центра изобразительного искусства открылась первая персональная выставка Орджоникидзе Измайлова в этом городе, на которой экспонировалось 120 работ, наиболее ярко отражающих весь творческий путь художника. Вернисаж был поистине открытием для зрителей и коллег — владимирских художников, которые наконец по-настоящему узнали и смогли оценить искусство О. Г. Измайлова. В том же 2007 г. летом он принял участие в групповой выставке муромских художников, представив три живописные композиции из своих новых работ. Она проходила в Выставочном центре Муромского историко-художественного музея и была посвящена 20-летию образования художественно-творческих мастерских и 5-летию некоммерческого партнерства «Муромские художники». В январе 2008 г. в малом выставочном зале Центра изобразительного искусства во Владимире художник устроил экспозицию своих работ, включив и недавно созданные. Вслед за ней прошла его большая персональная выставка, открытая в Выставочном центре Муромского музея, которая ярко показала прочную связь художника и творческую, и личностную с городом Муромом, образ которого так свежо и неординарно О. Г. Измайлов отразил на своих картинах.

Ольга Сухова, гл. научный сотрудник Муромского музея


← Назад | Вперед →